Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Детство без обид и жестокости!

Уважаемые родители! В рамках всеобуча для родителей по профилактике насилия и жестокого обращения в семье в отношении несовершеннолетних, предлагаем ознакомиться с важной и полезной информацией.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. 

Формы жестокого обращения с детьми

1. Физическое насилие

Это - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: Признаки физического насилия над ребенком:

- раны и синяки:

- ожоги:

- укусы:

- «синдром тряски ребенка».

Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; агрессивность, жестокое обращение с животными, тревога, сосание пальцев, раскачивание.

2. Отсутствие заботы о детях

Это - пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно- гигиеническая запущенность (педикулез, дистрофия); отставание в физическом развитии (не растет, не набирает вес или теряет вес); частая вялотекущая заболеваемость; ребенок не имеет подходящей одежды; устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

3. Психическое (эмоциональное) насилие

Это - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:

  1. открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  2. угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  3. принижение его успехов, унижение его достоинства;
  4. преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  5. совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к другим членам семьи или другим людям;
  6. причинение боли домашним животным с целью запутать ребенка.

Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

- задержка физического и умственного развития ребенка;

- нервный тик, энурез;

- постоянно печальный вид;- различные соматические заболевания;

- беспокойство, тревожность, нарушения сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.

4. Сексуальное насилие (или развращение)

Это - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является 

Конвенция ООН о правах ребенка:

статья 19 - дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты;

статья 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

статья 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

статья 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

статья 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

статья 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

статья 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

статья 39 - меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственности:

статьи 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

статьи 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Кодекс РФ об Административных правонарушениях:

статья 5.35 - в отношении лиц, допустивших пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Закон РФ «Об образовании»:

статья 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Семейный Кодекс РФ утверждает:

статья 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

статья 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка: статья 69 - меру на «лишение родителей родительских прав», как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

статья 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости в своей жизни, поскольку жертвы зачастую  становятся социально дезадаптированными, не умеют трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, и что самое страшное нередко сами становятся насильниками.

 

Заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность.

Воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка «самого-самого».

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?» или «Я в твои годы на турнике 20 раз подтягивался, а ты тюфяк-тюфяком». Зато ваш ребенок клеит бумажные кораблики, разбирается в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

  1. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька соседский мальчик непревзойденно играет на скрипке» происходит в присутствии вашего ребенка, найдите, за что можно похвалить и его.

  1. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…» Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж, и это – самая несчастная и неэффективная из всех попыток устыдить. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я не просил меня рожать».

  1. Не ругайте ребенка прилюдно.

Если действительно возникает ситуация, вгоняющая вас в краску (ребенок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести малыша с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут пристыдить ребенка вполне уместно.

Главное не забывать, что у всего должна быть мера. Если вы будете соблюдать эти нехитрые рекомендации, возможно, у вас получится наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни – вашим ребенком.


Детство без обид и жестокости!